Osvita.ua Блоги Володимир Співаковський: три причини перевтоми учнів
Володимир Співаковський: три причини перевтоми учнів

Потрібно, щоб у школі замість нескінченних стресів було різноманіття навичок і умінь

Володимир Співаковський: три причини перевтоми учнів

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд»

Развенчиваем мифы.

Главный школьный миф – он о том, что переутомление учеников – от избыточного количества уроков. На самом деле всё совсем не так.

Эта версия медиков о передозировке уроками совершенно не отвечает реальности.

У школьников, наоборот, необыкновенно развит познавательный интерес. Поэтому сколько бы уроков ни было – они не есть основа переутомления. Есть школы, где они учатся полный день, и ничего страшного.

И вообще, если 11 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков – это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, это не признак болезни.

Так вот, чтобы проверить подозрительный «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе инкогнито, понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.

1. Первая причина – постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел на переменах и периодически во время уроков. Перемены длительностью 10 минут – это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать.

Происходит перегрузка барабанных перепонок. Специалистам известен термин «шумовая усталость». Любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, например, на аэродроме, даже если он целый день там загорает на солнышке в шезлонге и пьет лимонад, но рядом с ревущими самолётами.

2. Вторая причина – многочисленные мини-стрессы, которые приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему.

Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс пять-шесть циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников, ожиданий, что вот-вот вызовут к доске. А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее – всего двадцать-двадцать пять мелких стрессов в день.

Это всё равно, что опускать железо то в холодную воду, то в горячую, туда-сюда, туда-сюда! Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно вымотан.

3. Третья причина – большинство уроков неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться!

Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, – да вы вымотаетесь за два часа!

Вот если бы учебники были интересными! Если бы процесс обучения был насыщенным и нескучным! Если бы учителя всё время не назидали! Если бы вместо бесконечных стрессов было бы разнообразие навыков и умений!

А у нас решили... разгрузить скучные учебники, которые от этого не стали менее скучными. То есть, вынули из банки с кислыми огурцами половину огурцов, в надежде, что оставшиеся огурцы станут очень вкусными.

Почему эта проблема никак не исчезает и не рассасывается? Потому что появились уже тысячи родителей, которые не хотят таких упрощений программы, от которых нет ни знаний, ни перспектив для ума. И уже свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы хоть куда - на хоумскулинг, в экстернат, за границу...

Так что вопрос к медикам: причём здесь количество уроков?

Потому что если диагноз поставлен неверно, то и лечение не то. Как если болит печень, а дали лекарство от насморка.

И дети всё чихают да чихают. Да и печень не проходит.

Оригінал

Освіта.ua
09.11.2016

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
доля
Якби в тій школі, де ви інкогніто перебували, були ще й учителі, то вони, мабуть, виздихали б від "постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел". Добавимо, не соромлячись: пил, вонь, протяги, претензії, хамство і обіцянки реформ. Зарплата злидаря. Ніякого кар’єрного росту. Пенсія жебрака. Освіта UA
Микола
Для доля: Так і є!!! І вчителі є!!! Дуже точно Ви описали становище вчителя!!!!
Коментувати
Бандерлог
Маса воза 100 кг. Кінь тягне його 3 години. Кінь тягне його 8 год. ??? Пане Володимире хто обкурений? Сама весела стаття! Почитайте "Л.Булигіна: коротко про принцип шкiльної освiти."
Педагог
Для Бандерлог: Якщо брати до уваги ще час, витрачений на виконання домашніх завдань, то сумлінний учень працює загалом 10-12 годин, а інколи і більше.
Коментувати
zinger
Одні"если би". І хто ж буде боротися з цими недоліками? Немає кому. Всім очевидно, що перерви між уроками мають бути довшими, аби діти могли спокійно поїсти в їдальні, побігати і віддати надлишок енергії, але адміністрації шкіл не хочуть розтягувати робочий день. Скука на уроках - це відповідь вчителів на матеріальну турботу держави про них. Створення морально - психологічного клімату у школі - це професійний обов*язок заст.директора з виховної роботи. Це велика і важка праця, тому й не дивно, що її ігнорують посадові особи шкіл. Працюємо на авось обійдеться. Турбота про спасіння утопаючого справа самого утопаючого! Мабуть ще так буде довго! Не розслабляйтеся шановні колеги.
Валентина
Для zinger: Прочитай уважно статтю. Аби щось написати, не по суті.
Коментувати
Ксеня
"Работать надо не 12 часов, а головой", — Стив Джобс
Педагог
Для Ксеня: Розумову працю теж можна виміряти в годинах. Тільки якщо одному учню треда затратити 1 год. для виконання домашніх завдань, то іншому - 3 години, особливо, якщо це сумлінний учень.
киця
Кому 1 годину?? 12 завдань з геометрії. твір з мови. 15 слів на іноземну? на біологію 2 параграфи. на географію 1 + останні новини? У скільки годин це виллється??
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!