В. Співаковський: сьогодні змінюється роль школи

Школа перетворюється із загону для годування знаннями в «сучасний інформаційний центр»

В. Співаковський: сьогодні змінюється роль школи

Автор: Володимир Співаковській, президент корпорації «Гранд».

Спрашивают – с чего это вдруг нужна реформа образования? Чем старая не угодила?

Да просто роли у всех поменялись. И вот эти старые роли никого уже не устраивают.

Ну, допустим, пересел когда-то ямщик за руль автомобиля, и продолжает погонять машину, как лошадь, «кнутом»...

Или поручили архитектору построить футуристический небоскреб, и он идет к кульману и штангенциркулем всё меряет, проектируя трехэтажное общежитие (ну, что умеет)...

Так и в школе. Ученик уже не просто школяр, зубрящий формулы, а сам себя делатель, и сам находящий и обрабатывающий нужную информацию. Под руководством кого?..

Ну, уже под руководством не просто учителя, который до сих пор был единственным источником знаний, и десятки лет назидательно повторял свои теоремы и параграфы... А под руководством учителя-коуча, навигатора, штурмана, который может чего-то и не знать, но хорошо ориентируется, где найти то, что нужно.

Это теперь ценится больше всего. Почему? Потому что родители только и спрашивают: А кто будет учить??? Это теперь слабое звено.

Да и директор школы теперь не просто начальник, а менеджер и технолог, создатель специального дизайна среды проживания участников учебного процесса. Много ли у нас таких директоров?

Сильнее всего изменяется роль общественности. Она из жалобщика и критика переходит в разряд «ответственного за социальный заказ» и обеспечение его ресурсами. Почему?

Потому что меняется и роль школы. Она превращается из загона для кормления знаниями в «современный информационный центр» по изготовлению индивидуального продукта — выпускника-компетиста, человека умного и многоумелого. Чтобы на вопрос: что ты знаешь, он отвечал не «знал-да-забыл», а «умею-могу-сделаю-будете-довольны».

Ну, и, наконец, семья существенно меняет свою роль: от простого наблюдателя — к роли заказчика. Жаль, что в семьях ещё не научились формулировать свой семейный заказ, просто не знают, чего они хотят от школы...

А то потом проходит 11 лет, родители спрашивают учителей: ну, что наш выпускник знает-умеет-может полезного и важного для жизни?... А учителя недоуменно пожимают плечами: а что — разве был заказ?

Ну, вот и пришло время всем привыкать к своим новым ролям. Это и будет частью реформы системы образования.

Хотя, не знаю, захочет ли каждый поменять свою роль...

А вы как думаете?

Оригінал

Освіта.ua
17.08.2016

Популярні блоги
Д. Коптило: реформатори не винні, що змін не відбувається Далеко не Клопотенко, Супрун чи Гриневич винні в тому, що змін на краще не відбувається
В. Онацький: репетиторство як альтернатива школі Боротися з репетиторством не варто, але треба покращувати освітній процес у школах
Олег Фасоля: на скільки ж зросла зарплата вчителя? Держава не може забезпечити рівень зарплати, який має відповідати статусу педагога в суспільстві
О. Костюк: Польщі потрібні таланти, а Україні – ні? Система вищої освіти України приречена продукувати масовий освітній продукт, а не унікальний
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
вiктор
Роль школи була е таостанетьс незмiнноюзавжди.
Ирина Юрьевна
какое они вообще имеют право требовать что то от учителя за зарплату в 100 долларов? а в общем идеи некоторые реформы не плохие, но они написаны людьми, которые современных учеников в глаза не видели, да и рассчитаны они на сознательного ученика, который понимает, зачем он пришел в школу.
Оксана
Видаливши мій попередній коментар, підтвердили, що такі пустомелі як Співаковський, творять "реформи" в освіті. Ролі в міністерстві не міняються, лише актори.
Олекса Позняк
Для Оксана: І МІЙ ВИДАЛИЛИ. СПІВАКОВСЬКИЙ КОРМИТЬ МОДЕРАТОРА?????
Коментувати
Ксеня
Уважаемый Владимир, каждое слово - правда, но это только вершина айсберга. Сама структура всего этого школьного образования устарела. Формулы - они неизменны (имеются ввиду основные, ясно, что точные науки не настолько консервативны), и с их начиткой худо-бедно можно согласиться, но все эти линейки с депутатами, походы в бибилиотеку и прочая непрекращающаяся и бесполезная деятельность- все то, что раньше было для объединения коллектива (и реально объединяло) теперь превратилось в никому не нужную рутину. Когда 28 мальчиков пытаются на уроках труда занять вышивкой (це ж тренує моторику), когда учитель пения начитывает весь урок текст песни (це ж тренує пам’ять), а потом весь следующий урок проверяет у каждого этот текст. Ребенок после уроков спрашивает, почему эти люди позволяют себе воровать мое время ("ты, мама, ведь говоришь, что время — самое дорогое в жизни человека"). Что говорить? Что этим теткам надо кормить свою семью?
kvp1248
Многие не замечают, что фундаментально меняется все вокруг. Главное заключается в том, что меняется роль индивидуума и социума, их взаимодействие. Уже на данном этапе эволюции сознание ученика формируется не под присмотром одного учителя-коуча, а огромного числа равноправных экспертов. Будущее за теми интеллектуалами, которые осознали роль бесконечности в формировании индивидуума. Бесконечность на то и бесконечность, что ее принципиально невозможно контролировать из одного центра. Создавайте социальные механизмы позволяющие освободить личность от социума – и будет Вам счастье. В этом заключается вся диалектика и парадоксальность жестокой реальности.
вiктор
Есть учителя, которые уже давно поменяли стиль обучения детей и вопреки системе успешно работают и дают прекрасные результаты
Денис
А давайте введем открытый конкурс-отбор учителей? Как проводится аналогичный конкурс для директоров в Киеве. И поменяем условия участия в конкурсе директоров. Что за норма допуска: стаж работы 3 года по специальности? Мне 4 месяца не хватает.. Хотя стажа 20 лет.
Михайло Чиж
Черговий опус про те, як повинно бути. Але є буденні реалії: 1) сучасні діти вчитися не хочуть (у своїй більшості); 2) сучасні батьки вважають, що раз їх дитина пішла до школи, то участь батьків у навчанні і вихованні їхнього чада зводиться до нуля і повністю перекладають цю функцію на школу; 3) державі не потрібні розумні фахівці: інакше вона всіляко намагалася б залишити перспективну молодь на навчання в Україні (а ми на офіційному сайті МОН бачимо запрошення на навчання за кондоном), покращувала б матеріальну базу навчальних закладів всіх рівнів, створювала б робочі місця для молодих спеціалістів; 4) в суспільстві соціальний статус освітченої людини (наприклад, того самого вчителя) сьогодні на дуже низькому рівні. Тому сьогодні "выпускник-компетист, человек умный и многоумелый" по закінченню вишу по-побігає, шукаючи собі роботу. І це при тому, що він ще під час навчання не виїде за кордон.....