І. Примаченко: принцип «продуктивного провалу»

Невдала спроба розв'язати завдання справляє позитивний вплив на подальші результати учнів

І. Примаченко: принцип «продуктивного провалу»

Автор: Іван Примаченко, засновник платформи Prometheus.

Один из самых серьезных недостатков современной системы образования заключается в том, что она не признает и осуждает ошибки, навязывает страх перед ними. Студент всегда должен все делать и говорить верно, а тесты и задания выполнять безупречно. Однако это опасное и неэффективное заблуждение.

Во-первых, науке про обучение хорошо известно, что новые концепции лучше усваиваются тогда, когда студент вначале пытается решить проблему без помощи учителя или учебника и лишь затем ему рассказывают о стандартном решении. В Сингапуре этот принцип, который получил название «продуктивного провала», начинают активно внедрять в старших классах школы.

Частично успешная и даже совершенно неудачная попытка самостоятельно решить новую математическую задачу оказывает самое позитивное влияние на дальнейшие результаты учеников, позволяя им оценить, что они знают, установить точные границы этого знания и понять то, чего они не знают. Самостоятельная попытка придумать решение дает возможность глубже понять предлагаемое учителем стандартное решение проблемы: во всей его отточенности и эффективности.

Во-вторых, негативное отношение к ошибкам в школе и университете прививает студентам глубоко неправильное отношение к жизни в целом. Без ошибок невозможен прогресс ни в одной из сфер человеческой деятельности, ошибки — верный признак движения вперед и неизменный спутник совершенствования. Невозможно избежать ошибок — необходимо принять их и научиться воспринимать как обратную связь и бесценный опыт, который помогает добиться успеха. Умение не отчаиваться перед лицом неудач, подниматься и начинать вновь куда более важный жизненный навык, чем боязливая тщательность. Уже не говоря о том, что в жизни много ситуаций, в которых нет однозначно верных и неверных решений или верного решения еще не придумал никто.

Не бойтесь ошибаться — ошибайтесь чаще, делайте выводы из своих ошибок и уже скоро никто не сможет сравниться с вами мастерством.

Оригінал

Освіта.ua
15.12.2015

Популярні блоги
І. Лікарчук: вчитися мають ті, хто хоче здобути освіту Повна загальна середня освіта повинна бути не обов’язковою, а загальнодоступною
Д. Ламза: ніхто не хоче йти в освіту або школа без учителів Від Кабінету Міністрів немає жодних дій щодо підвищення значимості професії вчителя
С. Колебошин: 3000 спартанців (задача про молодих вчителів) 3000 молодих вчителів на 15000 шкіл, що в середньому – 1 новий вчитель на 5 шкіл
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Вы-личность
Приятно было читать умные выводы из ситуации в образовании, Вы правы, кто работает, тот допускает ошибки. Но, Уважаемый мною, Иван, чтобы совершать свои- ошибки, нужно уметь мыслить, знать теорию - как минимум. Проблема школы и ВУЗов в том, что знаний нет у детей. Но Вы правильно решили, что "на ошибках учатся, на своих".