В. Співаковський: платити вчителю треба за результат

Проблема полягає в тому, що ніхто не сформулював параметри кінцевих результатів школярів 21 століття

В. Співаковський: платити вчителю треба за результат

Автор: Володимир Співаковський, президент корпорації «Гранд».

Тут меня спрашивают (после вчерашних парламентских слушаний), как сделать так, чтобы роль учителя была ключевой?

Ответ прост. Это возможно. Хотя не всё, конечно, зависит от учителя. Рассуждаю как родитель, работодатель, ученый, бизнесмен и человек «в теме».

Зарплата у учителей, конечно же, должна быть выше. Однако платить её (или повышать) следует не просто за труд, даже каторжный, а за результаты труда.

Потому что результатами труда учителей (и школ) недовольны практически все: и родители, и ученики и даже правительство. А за «бракованную продукцию» никто в мире платить не хочет – ни мало, ни много. Даже если в этом нет вины учителей.

Проблема заключается в том, что никто до сих пор не сформулировал параметры этих конечных результатов школьников 21 века, в смысле – чему и как должен учить учитель, и что именно должно быть на выходе школы (ну, не только же ЗНО!).

И реформа образования – это не решение вопроса сколько лет учить (11 или 12) или за кем ходят деньги, а целеустремленность к тем результатам, которые мы хотим видеть в выпускниках школ.

Для этого надо решить 7 основных задач: чему учить, кем учить, как учить, зачем учить, как управлять, сколько это должно стоить и какой в конце будет результат.

Тут последовательность действий должна быть такая:

1. Сформулировать техзадание школе (конечные результаты). Чтобы все видели, что именно этих качеств у выпускников они и хотят: фундаментальных знаний, практических навыков, компетенций, soft skills, памяти, смекалки, общения, креативности, работе с информацией, здоровья и др. Всего 10 основных результатов.

2. Под эти результаты разработать технологию их достижения (как учить). Тут вдруг обнаружится, что только лишь академическими предметами этому научить нельзя, а можно кейсами, проектами и практикумами. Впрочем, это сегодня уже не проблема.

3. Подобрать (научить, подготовить) учителей под эти будущие результаты (а не под прошло-вековые учебники).

4. Составить общую смету на всё, и в том числе на оплату труда. Заодно определить, какое количество учителей нужно стране. Оптимизировать эту смету, выделив главное. Это несложно, любой бизнесмен так поступает.

5. Ввести ступеньки карьеры учителей ассистент-учитель-коуч-старший коуч. Это даст им сильную мотивацию повышать качество своей работы и заслуженно зарабатывать больше (проверено в ряде стран).

6. Организовать PR профессии учителя, а также стимулировать повышенный спрос на поступление в педвузы, в которых следует тотально поменять учебный процесс с архаичного на современный.

7. Организовать пилотные проекты школ, вузов, территорий, где всё это безболезненно внедрить. И постепенно распространить эту реформу вширь, с учетом местных особенностей, компьютеризации, требований громады и прогресса.

8. Всё можно организовать за 2-3 года. Это несложно.

Оригінал

Освіта.ua
11.12.2015

Популярні блоги
Д. Коптило: реформатори не винні, що змін не відбувається Далеко не Клопотенко, Супрун чи Гриневич винні в тому, що змін на краще не відбувається
В. Онацький: репетиторство як альтернатива школі Боротися з репетиторством не варто, але треба покращувати освітній процес у школах
Олег Фасоля: на скільки ж зросла зарплата вчителя? Держава не може забезпечити рівень зарплати, який має відповідати статусу педагога в суспільстві
О. Костюк: Польщі потрібні таланти, а Україні – ні? Система вищої освіти України приречена продукувати масовий освітній продукт, а не унікальний
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
дотично
А ще МОН винесло на громадське обговорення Концепцію початкової освіти. Хтось про це знає? Чи тільки видавництво "Ранок", а всім іншим, "дотичним", до лампочки? Знайомтесь, висловлюйте зауваження і пропозиції. А то критикувати всі розумні, всі знають, як треба. Ось і запропонуйте своє бачення "флагмана планового реформування освіти у 2018 році" (П. Хобзей), щоб потім не нарікали, що некомпетентні, непрофесіонали, далекі від школи чиновники простого вчителя думку не питають.
совесть
Для дотично: Сподіваюся, що відповідальні за різні Концепції усвідомлюють, ЗА ЩО ОТРИМУЮТЬ Зарпл. від держави! Люди ВИЖИвАЮТЬ із останньою надією на їхній розум та відданість справі! Хватить скиглити, що люди без аплодисментів сприймають низької якості роботу! А фантазерам Остапам Бендерам невтямки, що МАСОВА освіта в країні на 43 млн. людей і такою територією, і з війною не дорівнює корпорації "Гранд"? Пане Співаковський, проведіть експеримент по впровадженню цієї концепції, за 2-3 роки, в селах одного з районів подалі від обласного центру. Вся країна Чекатиме на Результати такого експерименту: хороша ідея для реаліті-ШОУ, саме для ВАС! Дарую ідею...
дотично
Для совесть: Дуже влучний Ваш коментар був до МОНівської презентації Стратегії "Нової школи". Підтримую. Робота низької якості, яка має своїх творців з конкретними прізвищами, чию б зарплату і варто було б віддати вчителю. Тож сподівання і надії примарні. Хоча я теж сподіваюсь (у дошкіллі вже впроваджують кваліметричну модель визначення рівня розвитку освіти дошкільника. Це і є метод встановлення результату. Чи реально це повторити у середній?). Але, крім сподівань, можна ж щось і робити - своїми пропозиціями удосконалитивиправитипідказати тим, хто "у руля", поки ще у стадії "проектів", а не загальнообов’язкових законодавчих актів, від яких потім всі будуть плюватися і скиглити, що "не спитали простого вчителя, як треба було".
Коментувати
дотично
Щось я не помітила такого ж "гарячого" обговорення статті замміністра О. Дерев’янка "нам потрібна Нова Школа" у стилі "Даешь пятилетку за три года!". Теж про реформування, з красивими гаслами "давайте, нарешті, повернемось обличчям до потреб школи і вчителя, давайте всі разом допожемо їм стати сучасними." "Кожен, кому небайдуже майбутнє України, має робити сьогодні щось для створення сучасної української школи", "Ми віримо в те, що Україна може стати лідером з розвитку людського капіталу в світі." Ура, товарисчи! Нью Васюки на горизонті! Що ж ніхто не накинувся критикувати цю людину "в темі", а тим більше "у руля"? Бо нема що. Бо за красивими словами ніяких конкретних кроків. Таки є один - стратегія Нової школи. Як її створити в Україні. http://osvita.ua/school/reform/49139/, подивіться презентацію. Оцю ахінею народило МОН разом з цілим Інститутом модернізації змісту освіти. Реформатори! Зате ніякої негативної реакції.
дотично
Скільки ж ненависті, заздрості і злоби у коментарях. Люди, схаменіться! Що поганого вам зробила ця людина? Залізла до вас у кишеню? Заробила гроші легально своїм розумом. Хто не рухається, той не помиляється. Коли ми купуємо хліб, ми встановлюємо вимоги: свіжий, духмяний, пропечений. Що поганого, нелогічного, аморального, підлого, (конкретно) вона запропонувала? Встановила КОНКРЕТНІ ВИМОГИ ДО РЕЗУЛЬТАТУ НАВЧАННЯ дитини у школі (так, я хочу, щоб моя дитина навчилася креативно мислити, а не зазубрювати параграфи з недолугих підручників, тому я буду шукати вчителя, який може дати цю сучасну навичку.), запропонувала удосконалити підготовку вчителів (у Фінляндії майбутні вчителі проходять найжорстокіший відбір. У нас з поліцією вийшло, повинно і з освітянами. Відібраним встановлюють високі зарплати). Коучі, тренери, тьютори, репетитори, проекти і кейси (назвіть іншими словами, але суть не зміниться) - це майбутнє, а якщо рухатися, то вперед.
ЦЕ було для ???
з приводу:"поле, де «один у полі не воїн»."888888888888888888888
Якщо немає підтримки???
А САМОМУ діяти слабо? А підтримку СТВОРЮВАТИ.Реально так,важко.А інакше НЕ буде.Яякщо шукати підтримку-життя пройде.А далі що?Казати:"От,я такий,розмуний,а вони..." А Що вони.А вони діють так,як їм вигідно.Так що-або сам,або замовкнути... А те,що і один ЗДАТНИЙ у СЕБЕ рухати-так то ФАКТ. Так що - дійсно ОДИН МАЄ керувати, а не маса людей вказувати ОДНОМУ,ЩО робити.Але отой ОДИН має БАЧИТИ до чого ВСІ повинні прийти.О Д И Н. А іншого не буде.І той ОДИН повинен бути МІНІСТРОМ, бо лише міністр НЕСЕ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ за отримане. Але і йому-карт-бланш.От лишень то має бути НЕ Співаковський.Чому?Та через те,що Співаковський МАВ ГРОШІ. ВЕЛИКІ БАТЬКІВСЬКІ кошти. А держава подібного не має.А отже-ІНШИЙ.Мені думається все ж - Квіт саме на місці.Наполегливий.Викладач-президент академії ЗА ВИБОРОМ УСІХ жителів академії... Хтось бачить інших?
прибічник
Іноді, у таких обставинах, в яких знаходиться наша освіта, корисніше слухати і виконувати команди, ніж займатися пустими розмовами. Так є шанс врятувати освіту
для???
разгонят совковомыслящих, новых наберут, более лояльных, слушающих команды с полуслова
Учитель
Цитата: «Все можно организовать за 2-3 года. Это несложно.» «Лихой парень» этот Спиваковский. Интересно было бы оценить его результат труда по его же методу. К сожалению таких «лихачей» у руля страны сейчас очень много. Это СЛОНЫ в посудной лавке.
совесть
Для Учитель: Почему еще без Нобелевской премии такой гений, Спиваковский? А давайте десантируем его в сельскую школу в глубинке... И условие поставим - реализовать то, что предложил, по пунктам, за 2-3 года... Желаем удачи! и готовы опыт перенимать!
Коментувати
прибічник
Абсолютно у всьому підтримую пана Співаковського. Тішить те, що у нас є такі фахівці. Стає сумно і навіть страшно від змісту коментарів. Практично ні одного на підтримку автора. Пане Співаковський, що нам робити з таким педагогічним корпусом? Як реформувати освіту? Бачиться лише один шлях - одному написати план реформ (за О. Вишневським), отримати підтримку 3-4 впливових однодумців і жорстко (не оглядаючись на спротив), починати діяти. На мій погляд, іншого немає.
???
Для прибічник: Середня освіта це те поле, де «один у полі не воїн». Якщо немає підтримки, то з ким будете діяти? І що значить діяти: порозганяти? А далі що?
Коментувати
Позняку о "стимулировании ученика к образованию"
мне думается,что стимулирование к образованию есть общегосударственная РАБОТА.То есть начиная с массированной атаки СМИ,и лишь ЗАКАНЧИВАЯ учителем.Но...если учитель будет БОЯТЬСЯ быть"плохим учителем", то есть если он будет нервничать от того,что 90%его учеников имеют низкий уровень знаний-ничего НЕ изменится.А вот когда УЧИТЕЛЬ ПЕРЕСТАНЕТ БОЯТЬСЯ,то есть будет иметь внутреннюю возможность выставлять детям тот балл,на который дети ЗНАЮТ,тогда что-то сдвинется.Но-параллельно с этим,опять-таки массировано,следовало бы МЕНЯТЬ отношение ОБЩЕСТВА к величине баллов,на которую ЗНАЕТ ребёнок с тем,чтобы тревожности самого ребёнка по поводу низкого балла НЕ существовало.А идти это должно бы от САМОГО учителя,поскольку родители воспитаны ТЕМ временем и даже с массированным вливанием НЕ сразу привыкнут к подобному.Спокойное отношение к низким баллам,перевод из класса в класс с низкими баллами,БЕЗ третирования учителя-это первый шаг,как его вижу Я.(это немного проверено,но ведь НЕ массово)
личное
написал пацан на 5 баллов контрольную.Учительница подняла и начала его ругать(при том,что дома мы НИКОГДА НЕ ругали детей,особенно ЗА оценки,и учительница это ЗНАЛА),что мол,плохо написал.ЧТО происходит?А то,что человек иначе НЕ знает КАК воздействовать на улучшение успеваемости исходя из СОБСТВЕННОГО страха быть "плохим учителем"(слова ей,поэтому в кавычках).А ведь подобное сплошь и рядом.
Коментувати
Profit
Убийственная логика! Работала в обычной школе - поголовно средний и низкий уровень (английский). Перешла в гимназию (профильную) - сплошь достаточный и высокий. Дети мотивированные на учебу, родители вменяемые, материальная база - пальчики оближешь. И среди всего этого я - звезда. Платите мне втрое больше за мои(?) результаты. А я, как пел незабвенный Владимир Семенович "тот же самый". Почему же не могла добиться таких результатов в школе "по месту жительства"?
Натэл
Для Profit: точно! Хотелось бы увидеть Спиваковского в обычной школе, с обычными " необычными детьми"
дотично
Для Profit: ребенок-третеклассник с истерикой отказывался ходить на уроки английского. Поменялся учитель - бежит сам и с удовольствием. Та же школа, та же группа, тот же ребенок, те же родители, те же учебники, та же мат. база, те же 45 минут, та же зарплата. Поменялась только одна составляющая - учитель. Почему поменялся результат (появились не только знания, но и мотивация)?
Коментувати
Лілія
Цікаво, а що це за суто украінське слово ’коуч’?
ми ПЕРЕХОДИМО
Для Лілія: на англійську мову спілкування.Англія,малесенька острівна Держава,створила УМОВИ задля того, аби ЇЇ світогляд поширився по величезній частині планети.
inoe
Для Лілія: Под №2 у него посмотрите. "Кейс" - чемодан! Жах... Я плакаль.
Коментувати
Позняку
вот мы и пришли к главной теме реформ и жизни сегодня-всё продаётся и всё покупается.Это Путин счоим выдал,что образование НЕ может быть предметом купли-продажи.Есть вообще мнение,что лишь тот,кто НЕ имеет чести и совести, будет создавать в государстве образовательную услугу.Услуга.Это ж надо быть настолько необразованным,чтобы НЕ понимать,что образование это не только школа(государственная ли,частная ли),не только внешкольные заведения,а и телевидение,радио, пресса,тот же инет. Даже бабушки у подъездов, матерящиеся водители автобусов - это ВСЁ тоже образование. Да,мы пришли к ситуации, когда ВСЁ продаётся и покупается. Ну что же, осталось лишь ПРИНЯТЬ и ЭТО, так же,как люди ПРИНЯЛИ необходимость ПРОПЛАЧИВАТЬ сытую жизнь чиновников, и от образования тоже, спокойную жизнь администраций,удобство остальной части торгующего всем люда... ТО есть страна ВЕРНУЛАСЬ на 200 лет назад.Виток истории.Начинаем жить по-новому.
Олекса Позняк
Для Позняку: Только без обожествления Путина. Это мразь скотина и полный придурок по которому осина сохнет. Бытиё определяет сознание-это ещё Маркс знал. В тех конкретно исторических условиях СССР были свои ориентиры, хотя при брежневе уже поступали за деньги, и репетиторы были.А торгаши вобще были полубоги. Можкешь плакать по социализму но Ленин сказал правильно: Социализм имеет только тогда право на существование если обеспечит по сравнению с капитализмом высшую производительность труда.Не обеспечил.Значит проиграл и нечего плакать
слушай,я даже собственных родных и близких НЕ обожествляю,
Для Олекса Позняк: ЗНАЯ их плюсы и минусы.Да и себя тоже;-).ЧТо же касаемо путина,то мужик делает то,что задумал.А НАШИ были бы ОБЯЗАНЫ сделать так,чтобы путину НЕ позволить даже начать свой поход.Но НАШИ профукали момент.Да даже не так-всё ведь готовилось планомерно и последовательно. . .,а это значит...А то,что при Брежневе все поступали за деньги-ЧУШЬ.НЕ ври.Репетиторы?Были,но в старших классах.Как дань моде,но толку от них-никакого.Самостоятельная РАБОТА - вот толк.
Во времена Брежнева поступала троюродная сестра
Для Олекса Позняк: в наш местный пед.А так случилось,что среди абитуриентов была девочка с таким же именем и фамилией,но другим отчеством.Сестра набрала проходной балл,но в списках появилась другая девочка.Та в недоумении.Но-отец пошёл в приёмную комиссию,ПОТРЕБОВАЛ документы,и всё стало на свои места.А так тоже считали бы,что проплачено.Главное в жизни НЕ махнуть на всё рукой и ДВИГАТЬСЯ.А при брежневе ли,сегодня ли-разницы нет.И.Социализм ли,капитализм...Разве в союзе до 80х был социализм???(круглые удивлённые глаза).А вот в Швеции,говорят,реальный социализм.
Коментувати
Олекса Позняк
Был у меня коллега - биолог (царство небесное). Хороший спец, но неумеющий себя продать. Скромняга-роботяга. Ругали его все-директор, завуч, районо. НО!!!! Его выпускники и через 20 лет ему на могилу цветы носят и собираются помянуть. А тех кто звездел на весь город даже на встречи выпускников не зовут. Как оценить результат труда педагога? Ждать пока помрёт?
Пенсіонерка
Для Олекса Позняк: Согласна с Вами, мои учителя, семейная пара, вышедшие на пенсию еще при Союзе, были такими. Умерли в 2011 с разницей в 40 дней, на похоронах у каждого было человек по 1000, и это в селе,где жителей теперь меньше 500. На траурных митингах выступали бывшие ученики, даже довоенных выпусков. Как бы их работу оценили сейчас? Проверяли бы на сертификации, знают ли они, в каком году Песталоцци левую ногу сломал?
Олекса Позняк
Вот то то же. Нельзя поверить алгеброй гармонию. Учитель тот же художник или артист которого при жизни могут считать полудурком а после смерти продавать его творчество за миллионы.
Коментувати
Галина
Не хочу навіть читати статтю під таким заголовком. Містер очевидність. А хочу лише додати, що не тільки вчителю, а і професору, кандидату наук, декану, ректору, директору, міністру, президенту. А як результату немає - не платити
вот что думаю
Спиваковский-шоумен. Что к нему прицепились. Сказал и сказал. Это ксловно журнались начнёт заниматься экономикой,или лечить людей.Работа у человека такая. А есть те,кто РЕАЛЬНО РЕШАЕТ, ТЧо же будет с образованием ЭТОЙ страны. ИМ решать.А мы тут копья ламаем. Работаем.Каждый у себя.А инет? В нём можно найти ответы на интересующие вопросы,если кто не знает.Всё же остальное - САМОСТОЯТЕЛЬНО.В школах.КАЖДЫЙ.А плакать,что "не дають" гады,"не слушають" - так это проще простого.
Олекса Позняк
Для вот что думаю: тупой шоумеен да и не в теме
доброго вечера
Для Олекса Позняк: да нет.Как раз довольно острый. В смысле-УМНЫЙ.Не в теме? Ну и ладно.Ему это аж никак НЕ помешало быть среди тех,кто рулит процессами.
Олекса Позняк
Для доброго вечера: не вижу ума потому как подход к решению проблем образовния очень примитивный. Вот мы заставим учителя бежать за зарплатой как крысу за колбасой на верёвочке и учитель как то выкрутится чтоб ученики знали.Не выкрутится. Пока не будет стимулирования ученика к образованию никак его не научишь
Коментувати
оля
Платити вчителю за результат , який? Той хто працює і реально вчить дітей, то буде нульовий результат, а той хто платить - то й буде коуч і старший коуч !!! В наш час все купляється: і олімпіади, і конкурси Яцика, і МАН.Ось н-д, незабаром в нас має відбутись конкурс МАН, а дитина вже має контрольні завдання. (вчителю вже через інтернет скинули з РМК) ПРекрасно, правда. І так кругом: КОРУПЦІЯ і НЕПРАВДА!
123
...Ввести ступеньки карьеры учителей ассистент-учитель-коуч-старший коуч. все пенсионеры, к-е работают в школах, лягут на рельсы, а как же их выслуга лет, высшая категория и т.д., такие реформы нужны, но им не бывать, ветераны пед. труда сюда уже не вписываются, автоматом пролетают
Для «Одесситки»
Сказки бабушки про замечательные советские времена. Тогда была другая форма «коррупции» - протекционизм. Вы ни за что бы не продвинулись по служебной лестнице, если бы не выслуживались перед начальством.
это такие же сказки,
Для Для «Одесситки»: как и то, что люди,получившие от государства квартиры, не следили за собственными дворами.Сказки от тех,кому необходимо было дать возможность РАЗВОРОВАТЬ(взять в собственные руки) то,что создавалось поколениями людей РАБСКИМ трудом.Разобрали по рукам.Теперь всё-нужно было товарищам из Кремля вернуть всё обратно. Так бы и случилось,но некоторые ребята ОТКАЗАЛИСЬ идти ПОД старого-нового хазяина.ТАк что-Вы врёте,поскольку НЕ имеете ПОЛНОЙ информации-это РАЗ.И,Ваше стремление в жизни-продвижение ПО СЛУЖЕБНОЙ лестнице (есть такие люди,для которых важно именно ЭТО)-это ДВА.Ну и балом правят ФАРЦОВЩИКИ,люди шмоточных устремлений-это ТРИ
Коментувати
Одесситка
В советское "архаичное" время карьеру было не просто построить. И правда, нужны были личные достижения, чтобы из солдата превратиться в генерала, из прораба стать руководителем крупной строительной компании, так же - по партийной линии. Почему же сейчас аспирант Совсун моментально становится вице-министром, а некоторые безработные - депутатами? А учителю нужно тяжко поработать, чтобы из коуча стать старшим коучем.
Голосzнарода
Для Одесситка: Деякі люди просто народжуються талановитими антикризовими менеджерами. Інших же все життя треба вчити цьому, і все одно їх продуктивність буде менше, бо мислять вони інакше. А щодо депутатів - їх вибирає народ шляхом чесних демократичних виборів.
ввв
Для Голосzнарода: Ти що за підсадна качечка така, чи то качур?
сижу, отдыхаю,перечитываю
Для Одесситка: ВОПРОС.ЧТО значит "учителю нужно ТЯЖКО поработать"?Вот это "тяжко"-это как?Мне,человеку,в 17 лет создавшему(попросили) команду школы,занявшую ІІ место в городе,пропустившую вперёд команду ПРОФИ,но НЕ пропустившую команду других ПРОФИ нескольку непонятно,ЧТО же это означает "тяжко".
Коментувати