Osvita.ua Бізнес-освіта Статті MBA Бизнес-образование MBA: вчера, сегодня, завтра
Бизнес-образование MBA: вчера, сегодня, завтра

Потребность в менеджерах, топ-менеджерах и руководителях, способных быстро и адекватно реагировать на все изменения рынка и вести бизнес грамотно, постоянно растет. Необходимость в специальных знаниях осознают и многие, мечтающие выгодно отличаться от конкурентов. Учиться и учить бизнесу становится тенденцией времени

Бизнес-образование MBA: вчера, сегодня, завтра

Как все начиналось

Сейчас уже трудно представить, что двадцать лет назад в Украине даже не существовало такого понятия, как "бизнес-образование". В Советском Союзе на менеджеров не учили. У руководителей предприятий, отделов и организаций было лишь две возможности получать самую актуальную информацию о состоянии рынка и поведении на нем - это самообразование и курсы повышения квалификации для руководящих работников. Зарубежное бизнес-образование, если и было доступно, то только по обмену и для единиц.

Но время неизменно вносило свои коррективы. Изменялось государство, реалии жизни. И, как следствие, взгляд на образование.

Степень МВА (Master of Business Administration, или "Мастер делового администрирования") появилась у нас чуть больше десяти лет назад.

Решившему сегодня получать бизнес-образование можно и позавидовать и посочувствовать. Позавидовать - потому что принять такое решение занятому человеку не так уж и просто, потому что его ожидает полезный опыт, новые связи, новые знания, технологии, приемы, которые, возможно, изменят жизнь, круг общения, карьерные планы. В любом случае, помогут работать на качественно новом уровне и по-иному взглянуть на ведение бизнеса вообще.

А сочувствие вызывает нелегкий выбор программы и школы. Каждый решает эту проблему сам. И первый и необходимый вопрос, требующий максимально честного ответа: "Зачем?" Как мотивирует будущий слушатель свое желание учиться? Придется четко сформулировать, что вы рассчитываете получить в ходе обучения, по его завершении, какие дисциплины вам необходимы и как полученные знания будут применяться в практической деятельности. Сформулируйте ваши личные цели, перспективы. Другими словами, нарисуйте целостный портрет себя, уже завершившего обучение.

Немаловажный фактор - время, которое вы готовы отдать учебе. Бизнес-программы достаточно насыщены и порой одно пропущенное занятие лишает слушателя целого - большого - блока знаний. Поэтому решите, какую программу вы ищите: краткосрочную или, например, несколько модулей, или относительно полный курс. Если вы твердо решили учиться длительный период времени (два года), то опять же исходя из временных возможностей, выбирайте форму обучения - очную, вечернюю или заочную.

И хотя потенциальные слушатели сами принимают решение, какой школе отдать предпочтение, все-таки требования к поступающим на серьезные программы (например, Executive МВА) достаточно высоки. Определитесь сразу, сопоставив имеющиеся знания и опыт, на что вы можете претендовать.

Выбирая бизнес-школу, каждый формулирует собственный список критериев, которым школа должна соответствовать. Это могут быть, например, авторитет и известность школы, рекомендации выпускников, содержание программы, возможность выбора специализаций, контингент коллег-слушателей, удобный учебный график... Исследования показывают, что практически все студенты, выбирая бизнес-школу, ориентируются в первую очередь на несколько основных показателей.

Во-первых, это имя школы и ее место в рейтинге (пусть и неофициальном). Обращают внимание и на то, как давно существует бизнес-школа.

Второй критерий - соответствие предлагаемой специализации личным интересам. Хотя не для всех это становится решающим фактором: многие стремятся получить общие (general) знания. Действительно важно для слушателей содержание программы и преподаватели. Сегодня среди тех, кто учит желающих вести бизнес, уже есть имена, передающиеся из уст в уста, известные в заинтересованных кругах. Специалисты говорят, что все чаще студенты идут "на преподавателя". Очень приветствуется, если к преподаванию привлекаются специалисты-практики.

Трудность, с которой приходится сталкиваться, это множество программ с похожими названиями и на первый взгляд идентичным содержанием. Поэтому прежде чем сделать выбор в пользу той или иной программы, придется внимательно изучить все предложения и посетить минимум пару-тройку школ лично.

Рынок сегодня может не только похвастаться разнообразием программ, но и подготовленностью слушателей. Обычно даже первому звонку предшествует кропотливая работа: изучение и сравнение программ, школ, стоимости обучения, графика занятий и т.д., опрос "с пристрастием" выпускников или слушателей, посещение выставок, чтение специальной литературы. Потенциальные слушатели проводят настоящие маркетинговые исследования, особенно если выбирают МВА. Оно и понятно, стоимость программы-MBA требует не ошибиться в выборе.

Сегодня очень многие слушатели придерживаются западного подхода к образованию и идут учиться не столько за знаниями, сколько за полезными связями и контактами. Поэтому при выборе не последнюю роль играет контингент, в рядах которого предстоит сидеть за партой.

Учиться бизнесу

Бизнес-обучение подразумевает чаще всего последипломные программы. Получать соответствующее образование приходят те, кто уже окунулся в реальную практику, оценил и сравнил уровень собственных знаний с теми проблемами и задачами, которые предстоит решать.

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы в вузах начали появляться факультеты менеджмента и управления. Студенты, которые выбирают обучение по этим направлениям, тоже изучают бизнес. С одной лишь оговоркой. Знания, предлагаемые вузами, большей частью теоретические, не подкрепленные примерами из практики. А полноценное бизнес-образование - это, прежде всего, практика, деловые контакты, обучение с опорой на собственный опыт. Это обучение для тех, кто уже чего-то добился в жизни и хочет выйти на качественно новый уровень ведения бизнеса. Например, слушатели программы МВА - это, как правило, высший руководящий состав средних компаний или среднее менеджерское звено крупных компаний.

Сравнивать вузовское обучение с подготовкой в бизнес-школе некорректно: это два разных направления, преследующих разные цели и решающих разные задачи.

Программы по бизнесу изменяются и преобразуются вместе с ситуацией в стране, экономике и политике. Основная цель российских бизнес-школ - подготовить специалистов, способных работать именно в нашей стране, учитывая специфику ведения бизнеса и национальный характер. И при этом не отрицать западный опыт, а адаптировать его к реальной действительности.

Программы должны быть ориентированны на реальный бизнес. Например, в качестве выпускной работы слушателю может быть предложено выполнить проект по заказу той или иной компании.

И хотя в содержании некоторых программ все еще много теории, на первый план сегодня выходят активные методы работы, такие как мозговые штурмы, анализ конкретных деловых ситуаций, групповые исследовательские проекты, тренинги, ситуационные, деловые и ролевые игры, консультации, case study. Метод "кейсов", так широко используемый на Западе, пока еще не применяется в достаточной степени. Финансовая отчетность крупных компаний - все еще "тайна за семью печатями". И тем не менее "кейсы" - обязательная составляющая, например, программы МВА.

Иногда сами студенты помогают в составлении таких примеров, вынося на общее обсуждение проблемы компаний, в которых они работают. В результате слушатель выбирает из предложенных оптимальный путь решения, а преподаватель пополняет программу еще одним удачным заданием для будущих слушателей.

В содержание многих программ включено изучение английского языка. У слушателей практически всех школ есть возможность изучать дополнительные дисциплины или прослушать специальные курсы на английском языке.

Сегодня многие школы могут похвастаться интересными находками для обучения бизнесу, интересными преподавателями, хорошей оснащенностью образовательного процесса. Однако существуют и проблемы.

Одна из них - нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, тех, которые дают знания, не оторванные от действительности, которые способны своевременно реагировать на изменения рынка и учить своих слушателей действенным подходам, методам и приемам. Почти все школы ведут работу по привлечению интересных преподавателей, нередко случается и так, что читать тот или иной курс приглашаются выпускники программы МВА.

Другая проблема - построить процесс обучения таким образом, чтобы слушатели имели возможность обмениваться опытом. У занятого человека для этого может просто не хватить времени вне рамок программы. А деловые связи и контакты - важная часть бизнес-образования.

Поскольку в нашей стране пока еще слушатели выбирают школу, а не наоборот, то контингент пришедших учиться порой очень разнообразен. Поэтому в последнее время вводятся специальные тестирования, цель которых подобрать группы с примерно одинаковым уровнем и близкими проблемами и задачами.

Кто же сегодня является потенциальным слушателем программ по бизнесу? В первую очередь, это мужчины и женщины не моложе 28-30 лет, осознающие необходимость в специальных знаниях. Учиться они идут, чтобы занять более высокий пост в компании, где уже успешно трудятся или чтобы найти новое место работы, соответствующее уровню притязаний.

Очень важно, что многие бизнес-школы проводят ярмарки вакансий, приглашают потенциальных работодателей, создают ассоциации выпускников и открывают центры по трудоустройству.

И если несколько лет назад руководители еще не были готовы переплачивать за "корочку" МВА, то сегодня потребность в выпускниках бизнес-программ растет. По статистике, большая часть завершивших обучение улучшает свое материальное состояние и значительно поднимается по карьерной лестнице.

Спектр бизнес-программ

Спектр программ, предлагаемых сегодня потенциальным слушателям, необычайно широк. Это краткосрочные тренинги и семинары, курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, второе высшее образование (получаемое, например, параллельно со степенью МВА), МВА, Executive МВА. Предлагаются как общие программы, так и специализированные. Всегда есть возможность выбрать наиболее удобную форму обучения - дневное, вечернее, заочное, модульное, дистанционное.

Стоимость программ бизнес-обучения колеблется от $200-400 за короткий тренинг, курс или блок до $10 тыс., скажем, за EМВА. Гранты на обучение в нашей стране пока еще редкость и тем не менее у самых талантливых есть возможность получить скидки.

Бизнес-образование очень часто ассоциируется с получением степени МВА. Пожалуй, именно эта программа в последние годы все больше покоряет сердца граждан. В содержание МВА входит несколько обязательных блоков: научная основа бизнеса, базовые дисциплины и специализация.

Широкий выбор специализаций МВА в ВКШ учитывает интересы каждого слушателя. Наряду с общим или стратегическим менеджментом, студенты изучают финансовый и инвестиционный менеджмент, управление отечественным и международным бизнесом, управление человеческими ресурсами. Одно из новых направление обучения - политический менеджмент.

Высшая школа финансового менеджмента предлагает обучение на очно-заочном отделении программы МВА "Финансы". Задача этой программы - подготовка управленческих кадров, способных качественно и на современном уровне решать проблемы в сфере взаимодействия менеджмента и финансов. Одна из особенностей этой программы - изучение российского опыта управления.

Бизнес-образование завтрашнего дня

Ответить на вопрос: "Какое бизнес-образование будет популярно завтра?", совсем не просто. Однако можно выделить несколько тенденций, которые наверняка получат развитие.

Слушателей МВА с каждым годом становится все больше, и количество их будет увеличиваться, поскольку потребность рынка в качественных специалистах растет из года в год.

Все чаще слушатели отдают предпочтение серьезным программам, а лишь после этого получают узкоспециализированные знания на соответствующих краткосрочных курсах.

Качественно изменяется и уровень подготовки. На рынок выводятся программы для руководителей и владельцев предприятий, такие как Executive МВА. Они востребованы уже сейчас, и школы делают на них ставку в будущем. Кроме того, программы станут более индивидуализированными. Школы делают ставку и на корпоративное обучение.

Будет развивать заочная форма получения бизнес-образования как в столицах, так и в регионах. Занятые люди все чаще выбирают даже не модульную, а именно дистанционную форму обучения, требующую очного присутствия, например, в течение пяти месяцев за два года. Найти время для прохождения такой программы, конечно, легче. Но и самоорганизация потребуется колоссальная.

Среди специализаций бизнес-программ начинают появляться новые, востребованные временем. Например, управление инновациями и инвестиционными процессами.

Преподаватели бизнес-школ просто обязаны разбираться в реалиях российского бизнеса. А для этого тоже необходимо учиться. Мастер-классы для преподавателей бизнес-школ выявляют и общие проблемы, и помогают найти пути решения собственных трудностей. Это отличный шанс и стимул развиваться, а не стоять на месте. Возможно, подготовка преподавателей бизнес-школ в ближайшие годы тоже станет привычным явлением.

И, конечно, можно ожидать слушателей, требования которых тоже будут расти из года в год, высоко мотивированных, твердо знающих, чего они хотят и зачем им это нужно.

Есть все основания полагать, что уровень бизнес-образования с каждым годом будет повышаться. Проблемы, конечно, не исчезнут, но путей их решения станет гораздо больше.

Автор: М. Степаненко

Обучение.Ру
07.05.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!